Информация
Витраж: вчера, сегодня, завтра
Простейшие витражи люди делали в глубокой древности. Мозаики из кусочков цветного стекла выкладывали и египтяне, и шумеры, и римляне - в итальянской Равенне можно увидеть фрагменты стеклянных мозаик, датируемые V веком н. э. Но то, что мы сегодня называем художественным витражом, появилось примерно в Х веке в Германии, достигнув через пару веков своей вершины в готическом храме. Витражи, которыми стали закрывать огромные окна, составляли гармоничный аккорд с архитектурой средневекового собора. Витраж вносил в пространство особое мистическое настроение и воспринимался как посредник между земным и божественным.
До наших дней, хоть и не без потерь, сохранились изумительные ансамбли соборов в Кельне, Кентербери, Страсбурге, Шартре, Реймсе, Сен-Дени, парижских Нотр-Дам и Сен-Шапель. С XVII века витраж принимается копировать живопись и постепенно утрачивает свое значение. Ренессанс витража начался на рубеже XIX– ХХ веков - одновременно с достижениями в строительстве и расцветом стиля модерн (сецессия, ар-нуво, либерти). Декоративный витраж с изысканными растительными и геометрическими композициями стал неотъемлемым атрибутом архитектуры модерна.
Совершенствовались и технологии изготовления: американец Л. Тиффани, пробуя разные добавки, научился получать многоцветные фактурные стекла, и его композиции из причудливых цветов и насекомых стали классикой витража. В России цветное остекление тоже образовало особую отрасль декоративного творчества. В этом жанре работали Михаил Врубель (особенно известен его витраж «Рыцарь»), Марк Шагал, Федор Шехтель.
В эту пору в обеих столицах появляется множество произведений витражного искусства. Особенно славился витражами Санкт-Петербург, куда витражи стали завозить благодаря Николаю II, неравнодушному к «готическим» окнам. Стеклянные мозаичные панно украшали интерьеры Зимнего дворца, дворцов великих князей, Пажеского корпуса, Великокняжескую усыпальницу в Петропавловской крепости, окна гостиницы "Астория", аванзал Академии художеств, храм Спаса на Крови, дворянские особняки, доходные дома для жильцов разного достатка, банки, вокзалы, рестораны и даже гимназии и лечебницы.
В советскую эпоху случился новый всплеск развития витражного искусства. Активное строительство общественных сооружений, стартовавшее в 60-х годах прошлого века, выдвинуло вперед монументальный витраж. Смелыми экспериментами с материалом и формой славилась «литовская школа»: создавая новаторские витражи из толстого стекла, художники открыли новые возможности использования витража в архитектуре. Сегодня мастера-витражисты решают, как правило, более камерные, прикладные задачи, оформляя комфортную, эстетически привлекательную среду для частного заказчика.
И «локомотивом» здесь вновь выступает строительная индустрия. «Интерьерный бум» продолжается, а вместе с ним растет и спрос на нестандартное, художественно осмысленное решение интерьера. Новейшие технологии позволяют создавать уникальные декоративные композиции в любом стиле и в самых разных техниках. Современный витраж делает акцент на красоту самого материала, его цвет и фактуру, игру света в его поверхностях, слоях и гранях. Стекло в витраже воспринимается как драгоценность, а обрамленное в оправу, оно всякий раз становится неповторимым произведением искусства.